23 октября 2010 г.

Типология и функции политического лидерства

Большинство в политических элитах составляют те, кто занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников. Политическое лидерство, опирающееся на широкую социальную основу — это одна из целей деятельности каждого входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в элитарной иерархии.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их объединения. С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние «превращаются» в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как «избранные» по политическим предпочтениям.

Жан Блонде́ль (26 октября 1929, Тулон) — французский политолог, специализирующийся на сравнительной политологии:
Политическое лидерство — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
Политическое лидерство воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер — это и центр власти, и «мозг», и «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на:
  • рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.); 
  • харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.);
  • традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.);
  • авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.);
  • диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание («вожди народа» Гитлер, Сталини др.).
Политических лидеров также делят на :
  • прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных виновных в развале государственных и общественных структур; 
  • реформаторов, содействующих социальным изменениям;
  • консерваторов, препятствующих всему новому;
  • независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи; 
  • марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.
Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется.

При характеристике основных этапов деятельности лидера можно выделить три общие функции:
  1. Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
  2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
  3. Мобилизация исполнителей(должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;
Что касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующее:
  1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
  2. Нахождение и принятие оптимальных решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
  3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
  4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической и , особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, мно­гоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрокра­тизации личностное восприятие власти особенно значимо для пре­одоления недоверия к ней, формирования у населения гражданс­кого сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий поли­тические лидеры имеют достаточно широкие возможности непос­редственного общения с народом.
  5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию поли­тических целей. Строго говоря, в этой группе объединены не­сколько близких по своей направленности функций. Лидер при­зван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс об­щества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизмати­ческим лидерам, однако не только им. Так, например, доста­точно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамско­го синдрома», национального пессимизма и апатии, распрост­ранившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.
  6. Легитимация(«узаконивание») строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда полити­ческий режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вы­нужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, ко­торые наделяются необыкновенными, пророческими способностя­ми и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофи­рованным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
  7. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффек­тивности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожеств­ление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складыва­ются и в странах демократических, например во Франции во вре­мена президента Ш. де Голля.
  • При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства — над обществом. Функция вождя — центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся — уничтожают.
  • При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера — важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма.
  • При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.
Характеризуя особенности политического лидера демократического типа, А.С. Панарин выделяет среди них главную: «В отличие от традиционного носителя наследственной авторитарно-патриархальной власти современный политик — это предприниматель, который не владеет властью по праву рождения, а вынужден непрерывно производить власть в условиях ожесточенной конкуренции. Современная политическая этика — это предпринимательская этика, ориентированная на конкурентную среду и связанная с готовностью «вступать в игру» вместо того, чтобы сторониться или запрещать ее, рассматривая власть как свою монопольную собственность».

Российская политическая элита постсоветского периода

В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральномуровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном — в ряде законодательных и исполнительных органов.Политических лидеров коммунистического направления (Зюганов, Купцов, Лукьянов, Куваев и др.) поддерживают 20-25% избирателей современной России.

Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне. Сотни российских лидеров прошли через международнопризнанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения.
В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс.
Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России — социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт.

В прикладной политологии при изучении элитарных слоев той или иной страны используют четыре главных измерения — власть, образование, доход, престиж.

Власть как возможность оказывать воздействие на других измеряется количеством людей, на которых распространяются принимаемые решения. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает индивид в течение определенного периода времени, скажем, одного года. Престиж - это уважение элитарной позиции, сложившееся в общественном мнении.

Во всех этих измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.) и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами.

Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом

Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.

  1. Под ред.доктора политических наук, профессора В.И. Буренко, доктора философских наук, профессора В.В. Журавлева Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Политология»для студентов вузов М.:ЭКЗАМЕН, 2004;
  2. Ведение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов/В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: АспектПресс,2005.-477с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий