Во втором - слово относится к наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия.
В политической науке этот термин употребляется лишь в первом, этически-нейтральном значении. В общей форме термин «элита» характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияние людей на власть, отражает неравномерность её распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, её иерархичность и динамизм.
Нивелирование — уравнивая, уничтожать особенности, различия между кем-л., чем-либо.
Основная, развивающаяся на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.
Существование элит обусловлено следующими факторами:
- Психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
- Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческой деятельностью;
- Высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
- Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий;
- Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за полит.руководителями;
- Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых лежат, обычно, вне политики;
Властвующая элита, по определению Миллса,
«состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются».В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные государственные и общественные позиции, властные-непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую квалификацию чтобы руководить.
Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую властью, и оппозиционную(контрэлита), соперничество с ней, влияет на процесс обновления и перестройки элитарных структур и групп. В правящей элите можно выделить:
- высшую,
- среднюю,
- функциональную.
В первую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. Во вторую — руководители из региональной элиты. В третью — находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.
При личностном и ценностном подходах к анализу политическихэлит сущность «элитарности» объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это — и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций, и тому подобное.
При личностном и ценностном подходах к анализу политическихэлит сущность «элитарности» объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это — и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций, и тому подобное.
Человек в политическом процессе
При ситуативном подходе к анализу политических элит подчеркивается, что элитарная позиция — результат овладения конкретной ситуацией, довлеющей над всеми и расставляющей всех политических игроков. Политик лишь выбирает разнообразные средства, варьирует и изменяет свои способности, стремясь войти в политическую элиту.При системном подходе политические элиты изучаются как подсистемы, интегрированные в социальные системы. В этих подсистемах выделяются взаимосвязанные «роли» как элементы, представляющие собой стандартизированные действия тех или иных субъектов политики. От согласования действий и ролевой совместимости, входящих в политическую элиту граждан, зависит устойчивость и эффективность как самих элитарных слоев, так и властных структур. В обществе существуют правовые способы санкционирования ролевых действий, дополняющихся и другими (экономическими и т.п.) мерами воздействия на всех представителей политических элитарных групп с целью побуждения их поступать «политически оправданно», «в государственных интересах» и т.д.
Ролевая структура системно взаимосвязана с институционально-должностной.
Хотя элитарные слои и группы дифференцируются ролевыми компонентами, они реализуют взаимодополняющие и взаимообусловленные программы действий, стремятся к достижению одобренных политических целей. При этом деятельность политических элит складывается как результат взаимодействия всех, играющих определенные роли. Согласно закону системности, интегрированное целое качественно выше суммы частей. Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью становления целостными самостоятельными политическими образованиями.
Развитие элитарных слоев чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором случае элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих «высших» слоев, так и классов.
Политические элиты оказывают решающее воздействие на процессы распределения власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Многие политологи и социологи подчеркивают особенно в настоящее время, когда властные структуры стали чрезвычайно сложными и разветвленными, что в политические элиты входят те, кто способны играть формализованную, нормативно и законодательно закрепленную социальную роль в политической системе. Именно степень освоения этой роли определяет поведение каждого и принимаемые им решения, его поддержку гражданами. Главное в том или ином представителе политической элиты не только и не столько набор определенных качеств, а то, как изменяются, совершенствуются, преобразуются эти качества в зависимости от выполняемой ими роли.
Элитарные группы всегда связаны с должностным статусом во властных структурах, с институционализацией их функций, с обязательным наделением властными полномочиями. Однако многое в их статусном положении зависит не только от места в политической иерархии, но и от массовой поддержки, оказываемой без угрозы применения силы. Это и обеспечивает продолжительность и стабильность властвования элит: те, кто управляют, ожидают, что их командным установкам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера и содержания решений, приказов, законов и нормативных актов.
В XXI в., анализируя ход истории, многие политологи и социологи признают несостоятельность как аристократических элитарных воззрений, в которых отстаивается постулат о поголовной предрасположенности по крови и происхождению всех благородных и знатных к эффективному руководству, так и утопичность популистских идей о возможности «каждую кухарку» научить управлять государством и подготовить ее в высшую политическую элиту.
В истории человечества практически невозможно обнаружить общество, в котором элиты были бы абсолютно закрытыми. Никогда не существовали и не будут созданы общественные структуры, в которых все политические элитарные позиции станут общедоступными. Большинство теоретиков и идеологов элитизма отмечают, что важнейшая задача общества — совершенствовать каналы социальных перемещений и постоянный контроль за ними для того, чтобы они способствовали обновлению состава высших слоев и их пополнению элитным человеческим потенциалом, а также препятствовали бы накоплению неспособных, потерявших соответствующие качества политиков в элитарных группах и слоях. Необходимо своевременное, обоснованное и закономерное возвышение граждан по вертикали, иначе при появлении и концентрации прогрессивных, элитных элементов в низших слоях возможны протестные выступления.
Многое в преобладании положительной или отрицательной тенденции в развитии элитарных групп зависит от исторической обстановки, социальной среды. Однако теоретики элитизма постоянно и традиционно выделяют значение элит как активных, свободных субъектов политических и социальных отношений, лично ответственных за все направления их развития: прогрессивные и регрессивные, революционные и тупиковые.
- Под ред.доктора политических наук, профессора В.И. Буренко, доктора философских наук, профессора В.В. Журавлева Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Политология»для студентов вузов М.:ЭКЗАМЕН, 2004;
- Ведение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов/В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: АспектПресс,2005.-477с.
материал неплохой
ОтветитьУдалитьСамые качественные элиты возникают в экстремальных ситуациях. Это войны и кризисы государственности. Когда всё хорошо, правят наиболее подлые и трусливые. Когда надо платить жизнью, то поднимаются настоящие люди и создают новую элиту. В общем, войны и революции – самые оптимальные ситуации создания элит. Тогда к власти приходят лучшие, т.е. аристократы духа, тогда как в мирное время правят духовные середняки http://newspolitics.ru/rol-politicheskoj-elity-v-zhizni-obshhestva.html
ОтветитьУдалитьСлишком популистическое выражение, хотя имеет место быть.
УдалитьЕсли взять за пример Украину, то в результате революции пришли к власти не самые лучшие представители элит.
Так что спорный комментарий.
Я плохой знаток истории, но предполагаю, что были исторические факты прихода к власти положительных для государства элит в результате перестановок во власти.